Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


ТОПЛИВО ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ(2)

Детонационное сгорание рабочей смеси в двигателе сопровождается:
  • 1) частыми неритмичными стуками, иногда переходящими в звон;
  • 2) перегревом головки, стенок цилиндра, клапанов, электродов свечи;
  • 3) повышенным удельным расходом топлива и нерегулярным появлением густого черного дыма из глушителя;
  • 4) уменьшением мощности двигателя.
При детонации появляется резкое нарастание местных давлений в цилиндре, превышающих иногда вдвое максимальное давление при нормальном сгорании топлива, что ведет к появлению характерных стуков, ускоренному износу деталей кривошипного механизма и может вызвать поломку деталей двигателя.

Детонацию следует отличать от произвольного воспламенения рабочей смеси, которое наступает после перегрева отдельных деталей двигателя или частиц нагара в камере сгорания. Работа двигателя с произвольным воспламенением смеси сопровождается уменьшением мощности, стуками, перегревом головки и стенок цилиндра, т. е. признаками детонационного горения, но отличается от детонации тем, что скорость сгорания смеси остается нормальной. В этом случае при выключенном зажигании двигатель будет некоторое время продолжать работать, так как очагом, поджигающим смесь, явится не искра свечи, а перегретые детали двигателя.

При сильной детонации двигатель перегревается и возникает произвольное воспламенение рабочей смеси. Таким образом, детонация и произвольное воспламенение смеси могут происходить в двигателе одновременно.

Природа детонационного горения окончательно не выяснена. Наибольшее распространение имеет теория пероксидов, согласно которой причиной детонации являются промежуточные продукты окисления - нестойкие пероксиды.

В той части рабочей смеси, которая сгорает в последнюю очередь, температура и давление достигают наибольших значений по сравнению с остальными частями смеси. В этих условиях образование и концентрация пероксидов в смеси быстро возрастают. Если во время горения смеси концентрация пероксидов превысит определенный предел, горение последних частей смеси примет ярко выраженный взрывной характер. Скорость образования пероксидов зависит от состава топлива, температуры и давления смеси, времени на образование пероксидов.

Мероприятиями, вызывающими уменьшение или прекращение детонации, являются:
  • 1) уменьшение нагрузки двигателя (прикрытие дросселя, переход на пониженную передачу);
  • 2) увеличение числа оборотов;
  • 3) обогащение горючей смеси;
  • 4) уменьшение угла опережения зажигания;
  • 5) выбор надлежащего сорта топлива или повышение его детонационной стойкости. Наиболее целесообразно последнее, так как остальные мероприятия вызывают увеличение расхода топлива.
Детонационную стойкость топлива оценивают сравнением его с некоторым эталонным топливом, равноценным данному по антидетонационным качествам. По выбранным эталонам составляется определенная шкала, характеризующая детонационную стойкость разных сортов топлива. В настоящее время для характеристики антидетонационных качеств топлива приняты октановая шкала и октановое число (о. ч.).

Эталонное топливо составляется из двух химически чистых углеводородов - изооктана и нормального гептана. Изооктан обладает высокой детонационной стойкостью, и его о. ч. принимается равным 100; нормальный гептан, наоборот, детонирует легко, и его о. ч. принимают равным нулю. Октановое число численно равно процентному содержанию изооктана в эталонной смеси изооктана и гептана, равноценной по детонационной стойкости данному топливу при испытании в некоторых стандартных условиях. Если, например, эталонная смесь, равноценная данному топливу, содержит 70% изооктана и 30% гептана, то о. ч. топлива равно 70. Октановое число определяется в условиях, близких к реальным, на специальном одноцилиндровом двигателе с переменной степенью сжатия.

Детонационная стойкость топлива может быть повышена прибавкой специальных усталло-органических соединений - антидетонаторов. Наибольшее распространение для указанной цели получил тетраэтилсвинец (ТЭС). Добавка к бензину ТЭС в чистом виде вредна для двигателя, так как на поршнях, головках цилиндров, клапанах, свечах откладывается плотный слой окислов свинца. Поэтому ТЭС прибавляется к топливу в виде этиловой жидкости, содержащей также галоидные соединения - дибромэтан, монохлорнафталин и др., способствующие превращению свинца в летучие соли, уносимые отработавшими газами. Бензины с примесью этиловой жидкости называются этилированными или свинцовыми.

Этиловая жидкость - очень сильный антидетонатор и прибавляется к бензинам в количестве всего 0,5-2,0 см3 на 1 кг топлива в зависимости от его сорта и степени сжатия двигателя. Этиловая жидкость весьма ядовита, и работа с ней требует осторожности. Этилированные бензины менее ядовиты, по их попадание на кожу оказывает вредное действие; При наличии в них воды они усиливают коррозию деталей двигателя. Этилированные бензины выпускаются подкрашенными (красными), чтобы их можно было отличить от обычных.

Проверка соответствия детонационной стойкости топлива данному двигателю производится в наиболее невыгодных в смысле возникновения детонации условиях, например при дрижении груженого автомобиля на подъем, когда дроссель открыт полностью,

12 3 4

обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :