Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


ТОПЛИВО ДЛЯ КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ(1)

Основным видом топлива для автомобильных карбюраторных двигателей служит бензин, получающийся в результате переработки нефти.

Сырая нефть состоит в основном из сложных органических соединений углерода и водорода - углеводородов. Углеводороды различны по химическим и физическим свойствам и обладают, в частности, разными температурами кипения. Поэтому если нефть подвергнуть нагреву, то из нее начнут выделяться пары углеводородов: сначала более легкие составные части (фракции или погоны) с меньшими температурами кипения, а затем, с повышением температуры, и более тяжелые. При охлаждении пары углеводородов, конденсируясь, дадут жидкие фракции нефти. Такой процесс разделения нефти на отдельные фракции, кипящие при различных температурах, называется фракционной перегонкой (разгонкой).

Основные продукты, получаемые при перегонке нефти, делятся на ряд последовательно выкипающих фракций: бензино-лигроиновую, керосиновую, газойле-соляровую. Интервалы температур кипения основных сортов топлив карбюраторных двигателей приведены в табл. 12.

Автомобильные бензины близки по составу к бензино-лигроиновой фракции, из которой могут быть получены более узкие фракции, называемые в порядке нарастания интервала температур кипения пусковым бензином, авиационным бензином, лигроином.

Лигроины (тяжелые бензины) и керосины служат топливом для двигателей главным образом тракторных и идут, кроме того, в дальнейшую переработку на нефтепродукты более высокого качества.

Газойле-соляровая фракция состоит из газойля и солярового масла, применяющихся в качестве дизельного топлива, а иногда исходного продукта для получения бензинов.

Остаток от перегонки нефти называется мазутом и используется преимущественно для получения масел - турбинных, автолов и т. д., а также для переработки на бензин.

Методы переработки нефти можно разбить на два основных вида:
  • а) прямую перегонку и
  • б) крекинг-процессы.
Первая в мире промышленная установка для прямой перегонки нефти была построена в России в 1823 г. крепостными крестьянами братьями Дубиниными. Крекинг-процесс был впервые предложен также в России инж. В. Шуховым в 1891 г. В дальнейшем этот процесс был применен в США лишь 22 года спустя.

Первый метод заключается во фракционной перегонке с последующей очисткой получающихся фракций от примесей, прежде всего от сернистых соединений, понижающих качество продуктов перегонки. Основная особенность прямой перегонки заключается в том, что она протекает без изменения химических свойств углеводородов топлива. В результате такого процесса получаются бензины прямой гонки, идущие на образование авиационных и частично автомобильных бензинов.

Главный недостаток прямой перегонки - сравнительно малый выход бензина, редко превышающий 15-20% количества перерабатываемой нефти. Поэтому за последние два десятилетия получила широкое распространение переработка нефти посредством крекинг-процессов.

Крекинг-процессом называется процесс переработки нефтепродуктов, сопровождающийся расщеплением молекул углеводородов и изменением их химического состава.

Сырьем для крекинга служат высококипящие продукты перегонки нефти: керосин, газойль, соляровое масло, мазут.

Основным преимуществом крекинг-процессов является увеличение выхода бензина (до 50-60% исходного количества нефти), а иногда и улучшение его качества, так как, видоизменяя крекинг-процесс, можно добиться химического преобразования углеводородов в желаемом направлении. В настоящее время почти весь автомобильный бензин получается посредством крекинга.

Отрицательным свойством крекинг-бензинов является их значительная склонность к окислению (осмолению) при длительном хранении, во избежание чего они подвергаются стабилизации антиокислителем (ингибитором).

Качество автомобильного топлива - автомобильных бензинов различных сортов - оценивается по целому ряду физико-химических показателей.

Для оценки качества автомобильного топлива служат следующие показатели.

Детонационная стойкость топлива, которая является основным критерием при оценке пригодности топлива для данного двигателя. Этот показатель определяет, наряду с конструктивными параметрами двигателя, возможное повышение степени сжатия, к которому стремятся при проектировании-двигателей с целью увеличения их экономичности и мощности.

Если нормальное сгорание рабочей смеси протекает плавно, с умеренными скоростями распространения фронта пламени (20-30 м/сек), то при детонации сгорание последних частей смеси принимает ненормальный взрывной характер, и скорость распространения фронта пламени возрастает до 2000-3000 м/сек.

12 3 4

обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :