ТИПЫ АВТОПОЕЗДОВ(1)
Значительное повышение производительности автомобильного транспорта и снижение себестоимости перевозок достигается применением автопоездов- автомобилей с одной или несколькими прицепными повозками. Наибольшее применение автопоезда получили для перевозки грузов (грузовые автопоезда), значительно меньшее - для перевозки пассажиров (пассажирские автопоезда). Автопоезда используются также для транспортирования постоянно смонтированного на них оборудования - подвижных электростанций, мастерских, сварочных и насосных установок и др.(специальные автопоезда).В зависимости от типа тяговой машины и типа прицепа различают следующие основные виды грузовых автопоездов:
- 1. Автопоезд состоящий из автомобиля-тягача и прицепа (или нескольких прицепов), перевозящий груз и в кузове тягача и в кузове прицепа (фиг. 768, а). В качестве тягача такого автопоезда обычно используется обычный грузовой автомобиль.
- 2. Автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и полуприцепа, опирающегося передней частью, через опорно-сцепное устройство на тягач и перевозящий груз только в кузове полуприцепа (фиг. 768, б). Тягач такого типа иногда называют седельным, а полуприцеп - седельным прицепом.
- 3. Автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска для перевозки длинномерного груза, опирающегося как на тягач, так и на прицеп (фиг. 768, е).
- 1) грузоподъемность увеличивается в 1,5-3 раза;
- 2) снижается расход топлива на 1 ткм перевозимого груза; снижение расхода топлива достигает 25%;
- 3) общая площадь кузова автопоезда больше, что дает возможность при перевозке громоздких легковесных грузов более полна использовать тяговые качества автомобиля; применение прицепов-роспусков позволяет перевозить тяжелые длинномерные грузы;
- 4) для перевозки грузов, требующих специального оборудования автомобиля, могут быть использованы специализированные прицепы, стоимость которых во много раз меньше стоимости специального автомобиля;
- 5) при одинаковой грузоподъемности с автомобилем автопоезд-имеет меньше нагрузку на колеса и удельное давление на дорогу, поэтому перевозка на нем возможна там, где по дорожным условиям движение автомобиля вследствие более высокого удельного давления невозможно.
Полезная нагрузка (грузоподъемность) автопоезда выбирается исходя из тяговых свойств автомобиля и долговечности, зависящей от условий эксплоа-тации. При перевозках по хорошим дорогам стандартные грузовые автомобили обычно снабжаются прицепами грузоподъемностью, равной грузоподъемности автомобиля. Так, например, на хороших дорогах автомобиль ГАЗ-51 может быть использован для буксировки прицепа общим весом 3,5 т, автомобиль ЗИС-150 - прицепа общим весом 4,5 т, автомобиль ЯАЗ-200 - прицепа общим весом до 9,5 т. Перегрузка автомобиля-тягача при буксировании чрезмерно тяжелых прицепов приводит к необходимости частого использования пониженных передач в коробке, что увеличивает расход топлива, износ двигателя и других механизмов тягача.
Для тяги прицепов большой грузоподъемности строят специальные автомобили-тягачи (например ЯАЗ-210Г, ЯАЗ-210Д и др.), отличающиеся от обычных автомобилей высокими тяговыми показателями благодаря мощному двигателю, нескольким ведущим мостам, повышенному передаточному числу главной передачи и т. п. Грузоподъемность некоторых типов таких тягачей с прицепами достигает 150 т.
12
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :