ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (1)
Коробка отбора мощности. Для привода от двигателя дополнительного оборудования (лебедки подъемного механизма платформы, насоса, цистерны и др.) грузовые и специальные автомобили обычно снабжаются коробкой (механизмом) отбора мощности, устанавливаемой у коробки передач или дополнительной (раздаточной) коробки. Значительно реже привод выполняется непосредственно от коленчатого вала двигателя или для этой цели предусматривается специальный вал в коробке передач или дополнительной коробке.На фиг. 749 показана одноступенчатая коробка отбора мощности для привода насоса подъемника самосвала МАЗ-205. Картер коробки отбора мощности крепится болтами к коробке передач, у левого люка ее картера. Коробка имеет две шестерни: подвижную шестерню 2, установленную на втулке на оси 3, и находящуюся с ней постоянно в зацеплении ведомую шестерню 4. Последняя закреплена на шпонке на ведомом валу 5, от которого при помощи двух карданных валов приводится насос подъемника. Включение коробки отбора мощности осуществляется введением подвижной шестерни 2 в зацепление с шестерней J промежуточного вала коробки передач. При таком приводе скорость вращения шестерен насоса и подводимый к нему момент могут изменяться только из*менением подачи топлива.
Одноступенчатые коробки отбора мощности подобной конструкции применяются также на самосвалах ГАЗ-93, ЯС-3, ЗИС-585.
Если по характеру работы дополнительного оборудования требуется значительное изменение вращающего момента, коробка отбора мощности выполняется с несколькими ступенями передачи.
Иногда в этом случае применяют одноступенчатую коробку отбора мощности, устанавливая ее после коробки передач; при этом для изменения вращающего момента используются передачи последней.
На фиг. 750 приведена двухступенчатая коробка отбора мощности, с дополнительной передачей заднего хода (изменяющей направление вращения ведомого вала в другую сторону), применяющаяся для привода лебедки автомобиля ГАЗ-бЗА.
Общее передаточное число (от коленчатого вала двигателя) при включении первой передачи в коробке отбора мощности-2,480, второй передачи-1,146 и заднего хода-1,69.
Коробка отбора мощности устанавливается у коробки передач. В картере 10 коробки отбора мощности на роликовом подшипнике на оси 9 установлен блок ведущих шестерен. Большая шестерня 8 блока постоянно находится в зацеплении с шестерней третьей передачи промежуточного вала коробки передач и одновременно с шестерней 4 промежуточного вала 3 коробки отбора мощности. Малая шестерня 7 блока ведущих шестерен находится постоянно в зацеплении с шестерней 2 промежуточного вала, установленной на валу свободно на роликовом подшипнике. На шлицах ведомого вала 5 установлена подвижная шестерня 6. Включение передач осуществляется введением шестерни 6 ведомого вала в зацепление с шестернями 1, 2 или 8.
12
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :