Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ С ПОДВИЖНЫМИ ШЕСТЕРНЯМИ(1)

Схема трехступенчатой коробки передач с подвижными шестернями показана на фиг. 470. Коробка передач имеет три вала: первичный вал 1, связанный приясмощисцепления с коленчатым валом двигателя, вторичный вал 5, соединенный с карданным валом автомобиля, и промежуточный вал 9. Шестерня 2 выполнена заодно с первичным валом. На шлицевой части вторичного вала насажены шестерни 3 и 4, которые имеют возможность перемещаться вдоль вала. На промежуточном валу закреплены шестерни 6,7, 8 к 10. При помощи двух шестерен 2 и 10, находящихся в постоянном зацеплении, промежуточный вал получает вращение от первичного. Передаточное число указанной пары шестерен, т. е. постоянное передаточное число между первичным и промежуточным валами, определяется отношением числа зубьев ведомой и ведущей шестерен:
i = z10/z2,
где z е соответствующими индексами - числа зубьев рассматриваемых шестерен.

Шестерни 3 и 4 не находятся в зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, поэтому хотя промежуточный вал при работе двигателя и при включенном сцеплении будет также вращаться, вращение ко вторичному валу, а следовательно, и к ведущим колесам автомобиля передаваться не будет (нейтральное положение).

Если ввести в зацепление какую-либо из шестерен вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного вала, то вращающий момент от первичного вала будет передаваться через промежуточный на вторичный и далее через карданный вал к ведущим колесам.

Передаточное число между промежуточным и вторичным валами определяется отношением числа зубьев ведомой шестерни вторичного вала к числу зубьев ведущей шестерни промежуточного вала. Так, при зацеплении шестерен 4 и 7 получают первую передачу, при которой передаточное число между указанными валами
i = z4/z7.
Передаточное число между первичным и вторичным валами, т. е. общее передаточное число коробки передач, представляет собой произведение двух указанных выше передаточных чисел:
i1 = (z10*z4)/(z2*z7).
Чем выше это передаточное число, тем больше будет при одном и том же вращающем моменте двигателя вращающий момент, передаваемый к ведущим колесам.

На указанной передаче обычно производят трогание автомобиля с места и первоначальный разгон, а также движение в особо трудных дорожных условиях. Передаточное число коробки передач на первой передаче у легковых автомобилей равно 3-4; у грузовых 6-8.

Вторая передача - при соединении шестерен 3 и 8 - дает передаточное число коробки передач
i11 = (z10*z3)/(z2*z8)
На второй передаче обычно производится продолжение разгона, а также движение при повышенных дорожных сопротивлениях.



12 3

обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :