Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


НАДДУВ И НАГНЕТАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ(2)

Ввиду высоких скоростей вращения детали центробежного нагнетателя, а особенно турбокомпрессора, требуют применения высококачественных материалов и очень точной обработки. В объемных нагнетателях сжатие воздуха происходит в уменьшающемся пространстве между ротором и статором. Объемные нагнетатели бывают: а) с одним ротором (коловратные); б) с двумя роторами. Все эти нагнетатели приводятся в движение от коленчатого или распределительного вала двигателя через шестеренчатую передачу.

Схема простейшего объемного нагнетателя с одним ротором представлена на фиг. 251. В неподвижном корпусе 1 с входным и выходным окнами вращается ротор 2. В роторе сделаны радиальные пазы 3 для лопаток в, которые под действием центробежной силы прижимаются к барабану 4 с окнами 5>. Барабан свободно вращается в корпусе, увлекаемый лопатками, благодаря чему последние меньше изнашиваются. При вращении ротора пространство между соседними лопатками уменьшается, и воздух, заключенный в этом объеме, сжимается.

Наибольшее распространение в автомобильных двигателях получили объемные нагнетатели с двумя роторами ;фиг. 252). В корпусе 1 (овальной формы) вращаются два одинаковых ротора 3 специального профиля. Роторы вращаются в разные стороны; они связаны между собой шестернями 2, одна из которых приводится во вращение от двигателя. Между роторами, а также между роторами и корпусом имеется небольшой зазор 0,10-0,20 мм. По принципу действия этот нагнетатель похож на шестеренчатый масляный насос, описанный выше. В этом нагнетателе воздух поступает через нижнее окно и заполняет объем между роторами и корпусом, а затем выжимается, через верхнее окно, следуя по пути, показанному стрелками. За каждый оборот роторов нагнетатель подает в двигатель четыре порции сжатого воздуха, по две от каждого ротора.

Преимуществом описанных нагнетателей является незначительное изменение давления подачи нагнетателя на большем интервале числа оборотов даже при сравнительно малых оборотах вала двигателя. Это обеспечивает двигателю с нагнетателем быстрый разгон и хороший наддув при малых и средних оборотах двигателя.

Схема установки нагнетателя на двигателе показана на фиг. 253. Сравнивая схемы фиг.250 и 253, можно заметить принципиальную разницу между ними: в первом случае (фиг. 250) нагнетатель, установленный до карбюратора, подает'и сжимает чистый воздух, а во втором (фиг. 253) нагнетатель, установленный за карбюратором 1, подает и сжимает горючую смесь. Так как при установке нагнетателя, согласно схеме фиг. 250, в карбюратор подается сжатый воздух, поплавковую камеру и полость бензобака приходится делать герметичными и держать их под давлением воздуха, выходящего из нагнетателя. Это позволяет использовать карбюратор с теми же размерами, что и у двигателя без нагнетателя.

При расположении нагнетателя между карбюратором и двигателем при обратных вспышках возможен взрыв значительного объема горючей смеси, заключенного в полости нагнетателя, что может его повредить или разрушить. На этот случай предусмотрен предохранительный клапан 4 (фиг. 253), который при значительном повышении давления сверх допустимого выпускает часть газов наружу. При незначительном повышении давления перепускной клапан 3 перепускает часть смеси по трубке 2 во впускную сторону нагнетателя, выравнивая давление подачи и уменьшая потери горючей смеси, которая при этом не выбрасывается наружу.

Карбюраторные двигатели с нагнетателями применяются почти исключительно на гоночных автомобилях. Недостатком наддува являются повышение возможности детонации двигателя из-за увеличения температуры смеси при ее сжатии и, главное, понижение долговечности двигателя вследствие повышенной тепловой и механической нагрузки на его детали.

Чтобы сохранить долговечность двигателя при использовании наддува, в некоторых автомобилях нагнетатель включают лишь при повышенных сопротивлениях движению, а в остальное время двигатель работает без наддува.

Нагнетатели получили некоторое распространение и в дизелях. Наддув и здесь позволяет получить большую мощность при данном литраже, так как увеличение количества воздуха, поступившего в цилиндры, позволяет впрыскивать и топливо в большем количестве. В двухтактных дизелях нагнетатель выполняет одновременно функции продувочного насоса.



12

обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :