НАДДУВ И НАГНЕТАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ(1)
Наддувом называется подача в двигатель воздуха или горючей смеси под избыточным давлением с помощью специального компрессора (нагнетателя).Если обозначить рабочий объем двигателя Vh, то количество горючей смеси, поступающей в цилиндры, будет nvVh, где nv, - козфициент наполнения. В обычных двигателях вследствие гидравлического сопротивления узких, извилистых каналов и щели между клапаном и седлом козфициент nv не превышает 0.85, При больших числах оборотов величина nv еще более снижается, поэтому вес заряда смеси в цилиндре уменьшается и мощность двигателя падает. Это является одной из причин перегиба кривой скоростной внешней характеристики при больших числах оборотов.
Если воздух или горючую смесь подавать нагнетателем под давлением, то можно значительно увеличить вес заряда, поступающего в цилиндр двигателя. С помощью наддува можно достигнуть nv = 1,0-|-2,0. При этом с 1 л рабочего объема двигателя можно получить весьма большую мощность (до 100-150 л. с).
На фиг. 249 показаны скоростные внешние характеристики одного и того же двигателя без нагнетателя (кривая 1) ис нагнетателями (кривые 2 и 3). Наддув двигателя может быть осуществлен двумя способами. В одном случае (кривая 2) нагнетатель позволяет при увеличении числа оборотов поддерживать среднее эффективное давление достаточно близким к наибольшему. При этом на больших оборотах мощность растет и обороты, соответствующие максимальной мощности, увеличиваются. Во втором случае (кривая 3) нагнетатель дает увеличение мощности и эффективного давления на всех числах оборотов вала двигателя. Преимущество первого случая наддува перед вторым заключается в том, что наибольшее значение среднего эффективного давления газов остается таким же, что и без наддува. Поэтому, если не учитывать возможного увеличения числа оборотов, повышения прочности деталей двигателя не потребуется. При применении наддува по второму способу требуется повышение прочности деталей двигателя, что приводит к некоторому увеличению его веса.
Первый вид наддува применяется там, где наибольшее значение имеет увеличение максимальной мощности двигателя (легковые и гоночные автомобили), а следовательно, скорости автомобиля. Второй способ наддува позволяет существенно увеличить максимальное значение вращающего момента, что весьма важно для грузовых автомобилей, тягачей и т. п., так как улучшает их тяговые свойства. Осуществление наддува по первому или второму способам зависит от принципа действия и характеристики применяемого нагнетателя. Так, объемные нагнетатели обеспечивают протекание скоростной внешней характеристики соответственно кривой 5.
По принципу действия существующие нагнетатели делятся на центробежные и объемные.
Схема центробежного нагнетателя, подающего сжатый воздух к карбюратору, приведена на фиг. 250. Воздух поступает на лопатки крыльчатки вблизи от оси вращения и отбрасывается центробежной силой в кольцевое пространство к периферии кожуха.
Отсюда сжатый воздух проходит через карбюратор и впускной трубопровод в цилиндры двигателя. Нагнетатель обеспечивает достаточное давление лишь при большом числе оборотов (10 000-30 000 оборотов в минуту). Производительность нагнетателя быстро снижается с уменьшением числа оборотов, и поэтому двигатель с таким нагнетателем не обеспечивает автомобилю повышения приемистости.
Если крыльчатка нагнетателя приводится во вращение от коленчатого вала двигателя, нагнетатель называется приводным. Те нагнетатели, в которых для вращения крыльчатки турбины используется энергия отработавших газов двигателя, называются турбокомпрессорами.
12
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :