Автомобильный тюнинг
Про легкосплавные диски
Сейчас каждый кто имеет более или менее приличный автомобиль стремится пересадить свою ласточку с обычных стальных дисков на "титаны". Особые фанаты тюнинга на "титаны" садят даже свои Москали и Запоры. Что же это такое титановые диски? Так называемые "титановые диски" стали неприменной атрибутикой тюнинга автомобиля, ну какой это тюнинг если тачка не на титанах :) Но вот только эксперты утверждают, что ни каких титанов нет!
"Как это нет?" - спросите вы.
"А вот так вот ТИТАНОВ НЕТ!" - ответят вам эксперты.
По их, экспертов, утверждению титановые диски, при их идеальных качествах, таких как высокая прочность и высокая корозийная стойкость, очень дороги и сложны в производстве. К тому же из-за удельного веса титановые диски получаются слишком тонкими и из-за этого практически не возможно создать красивый титановый диск. Так что, то что вам продают на рынках и в магазинах отнюдь не титановые диски.
"А какие?" - спросите вы.
В производстве легкосплавных дисков используют различные сплавы, такие как магниевые или алюминиевые. Но, конечно же, основная масса дисков сейчас произодится именно из алюминеевых сплавов (то есть основой там есть алюминий), а диски из магниевых сплавов большая редкость, хотя магниевые диски впервые появились на Alfa Romeo Spider ещё в 1980 году. Диски из магниевых сплавов (в основном сплав магния с алюминеем и с различными добавлениями) более лёгкие и это единственное их преимущество перед алюминевыми, магниевый диск может быть легче аналогичного алюминевого на 3,0-3,5 кг, но вот низкая коррозийная стойкость требует особых защитных средств и тщательного ухода за такими дисками. Именно поэтому основная масса литых дисков всё таки алюминевые.
"Что дают лёгкие диски моему автомобилю?" - спросите вы.
Та разница всего то в пару кило между стандартным штампованым стальным диском и литым или кованным лёгкосплавным диском разгружает вашу подвеску, делает ход автомобиля более мягким и позволяет продлить срок службы вашей подвески. Вы получаете комфорт и экономию средств на эксплатации подвески, к тому же облегчёные диски позволяют улучшить разгонную динамику вашего автомобиля. Кстати, вот тут надо обратить внимание на тот факт, что при установке лёгкосплавных дисков, автомобилисты зачастую ставят диски большего диаметра, при этом диск получается имеет туже массу что и родной стальной, и в итоге ничего кроме эстетического эффекта он не получает. Хотя надо признать, что именно из-за этого эстетического эффекта обычно и ставят литые диски.
И вот тут вы меня спросите, - "А чем же отличается кованые легкосплавные диски от литых легкосплавных дисков?".
Методом производства и своими характеристиками. Литые диски выливаются в специальные формы, при этом используют три метода получения отливок диска: литье под низким давлением, литье в кокиль(гравитационное литье) и литье с противодавлением. У каждого из этих трёх методов литья есть свои особенности:
Так на отливки дисков полученные при литье под низким давлением тратят меньше металла, они получаются более прочными, чем при литье в кокиль на 15-20% и более пластичными в 1,5–2 раза, но этот метод более технологически сложный, что влияет на конечную стоимость продукта.
При литье в кокиль происходит автомотическая заливка при нормальном атмосферном давлении. Причём при этом способе литья из алюминеевых сплавов, получаются более качественные отливки, чем из магниевых, так как при быстром охлаждении алюминиевого сплава получается мелкозернистая структура, что позволяет улучшить прочностные характеристики. Если же лить магниевый сплав, то его придётся греть до более высоких температур, что бы он хорошо заполнил кокиль и в итоге у отливки получается более крупнозернистая структура, а так же есть вероятность попадания оксидов в отливку, что существенно ухудшает качество отливки.
Процесс литья отливки с противодавлением происходит под внешним давлением газов. При этом этот метод литья позволяет улучшить показатели механических свойств на 5–10% по сравнению с отливками полученными литьём под низким давлением, а так же ведёт к небольшому увеличению производительности.
После отливку полученную любым из этих трёх способов подвергают различным тестовым испытаниям, в целях выявить брак. Бракованные отливки отправляют обратно на перплавку, а нормальные, пускают дальше в производство, подвергая незначительной механической обработке, а после грунтуют, красят, полируют, то есть даводят диск до ума.
Кованные диски штампуются и затем обрабатываются на станках. Используют два метода производства кованных дисков: метод раскатки заготовки и горячая объемная штамповка. При горячей штамповке, методе более распрастранёном в нашей стране, заготовку несколько раз дефформируют мощными пресами, причём перед каждой штамповкой, заготовку подогревают, после всех штамповок полученную заготовку подвергают обработке на станках, где уже заготовка становится диском. После уже с диском проводят финишные работы, типа грунтовки и покраски.
Стоит заметить, что в отличии от литых дисков нельзя наладить производство кованных дисков в малых цехах, так как это производство требует дорогостоещего оборудывания и инструментов. Поэтому производством кованных дисков занимаются крупные металлургические предприятия, что в свою очередь отображается на цене и качестве таких дисков.
Если сравнивать кованные и литые диски, то кованные диски более прочные, более легкие(на 20-30%), более пластичные, то есть стойкие к ударам, к тому же кованный диск из магниевого сплава получается более стойким к коррозии, чем магниевый литой. Хуже кованный диск литого своей ценой и дизайном. Причина этому технология производства.
Так же есть в природе и составные диски, которые состоят из 2-3 частей, скреплённых титановыми или стальными болтами. Обод обычно штампованый, а ступичная часть такого диска литая. В таком диске объеденены прочность кованого обода и красота литой середины. Но слишком сложное производство и процесс придумывания таких дисков очень сильно сказываются на цене.
"Как подобрать диски себе на машину?"- спросите вы.
Это зависит от того чего вы хотите этим добится. Если улучшить дизайн, то тогда вам нужно выбирать среди литых дисков, производственный процесс которых позволяет воплотить в реальность самые смелые дизайнерские задумки. Если жы вы хотите улучшить динамические показатели и разгрузить подвеску вашего автомобиля , тогда берите кованные диски. А если вы готовы потратиться, что бы получить и то и другое, тогда выбирайте себе составные диски. Главное, что бы вы следовали инструкции по эксплуатации для вашего автомобиля и без фанатизма подходили к размерам дисков. Условные обозначения на дисках и в инструкции к ним помогут вам правильно подобрать литые диски для вашего автомобиля.
Расшифруем надпись 7,5Jx17С2, она обозначает:
7,5 — ширина обода в дюймах
J — условное обозначение бортовой закраины
17 — посадочный диаметр обода в дюймах
С — форма буртиков (Н — круглый буртик, С — плоский буртик)
2 — количество буртиков (здесь два плоских)
На коробке или в инструкции к диску вы сможете найти информацию:
LZ — количество крепежных отверстий
P.C.D. — диаметр центров крепежных отверстий
ET — вылет или расстояние от привалочной плоскости крепления диска к ступице до плоскости симметрии обода
DIA — диаметр отверстия под ступицу
Фирмы производители дисков: Alessio, Borbet, CMS, DJ, K&K, Kormetal, Kyowa Racing, Mak, Maxx, Rapid, Rial, TSW.
обсудить на форуме (1)
другие статьи по тюнингу...
Картинки взяты с http://www.flickr.com
Также можно почитать :