Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя

Энциклопедия автомобилиста
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД. Часть 2.
тягачи

Седельные тягачи выпускаются на базе серийных грузовых автомобилей, но обычно имеют двигатели несколько большей мощности; значительно уменьшенная колесная база обеспечивает седельному тягачу большую маневренность. Полуприцепы выполняются, в зависимости от грузоподъемности, одно- или многоосными; применяются также полуприцепы с раздвижными по длине рамами. Соединение полуприцепа с тягачом осуществляется, как правило, опорно-сцепным устройством шкворневого полуавтоматич. типа. На полуприцепе имеется для этой цели поворотно-сцепной шкворень с буртиком в нижней части (для предотвращения вертик. перемещений), а на раме тягача — качающаяся на балансире опорная плита, под к-рой укреплены челюсти, могущие поворачиваться на вертик. пальцах и стопориться спец. замком. Расцепку и сцепку А. п. производят вручную, отводя рукояткой замок и освобождая челюсти. тягач с прицепом-роспуском В этом случае шофер вынужден выходить из кабины тягача поднимать и опускать опорные катки полуприцепа, соединять и отсоединять пневматические и электрические коммуникации автомобильного поезда, что приводит к потерям времени, особенно заметным при перевозках грузов на короткие расстояния. Известен ряд конструкций опорно-сцепных устройств, полностью автоматизированных. Б. ч. этих конструкций предусматривает установку на полуприцепе поворотного круга с поперечиной. При подаче тягача задним ходом срабатывает запорно-сцепное устройство, автоматически соединяются пневматич. и электрич. коммуникации А. п. В табл. 4 приводятся нек-рые сведения об А. п. в составе седельного тягача и полуприцепа.

таблица 4

Разновидностью А.п. является совокупность одноосного тягача с различными спец. прицепами (особые транспортные полуприцепы и навесное дорожно-строит. оборудование). Без полуприцепов одноосные тягачи могут передвигаться только при наличии приставного опорного колеса. Основные сведения о некоторых одноосных тягачах приводятся в таблице 1 ст. Тягачи.

Другой разновидностью А. п. является совокупность тягача с прицепом-роспуском (рис. 7), предназначенным для перевозки длинномерных грузов. Здесь на тягач передается только часть нагрузки, создаваемой весом перевозимого груза.

низкорамные и высокорамные тягачи

Для работы в составе А,п. с прицепом-роспуском предназначен тягач МАЗ-501 (см. табл. 4), имеющий передний ведущий мост с бортовыми редукторами (1=9,81) и шины с грунтозацепами. Могут быть использованы также переоборудованные серийные грузовые автомобили. Прицепы-роспуски выпускаются одноосные и двухосные. Соединение прицепа-роспуска с тягачом осуществляется либо обычным сцепным прибором, передающим тяговое усилие на дышло прицепа-роспуска, либо способом, при к-ром тяговое усилие передается при помощи груза, закрепляемого в кониках тягача и прицепа-роспуска.

Известны также конструкции прицепов-роспусков с автоматич. управляемыми колесами. В междугородных перевозках на большие расстояния иногда применяют А. п., состоящие из седельных тягачей, полуприцепов и прицепов (рис. 4).

тягачи специальные, предназначенные для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования нетранспортного назначения

Грузовые А. п. могут быть классифицированы: по количеству осей — двух-, трех- и многоосные (рис. 5 и 6); по высоте рамы над опорной поверхностью — низкорамные и высокорамные (рис. 8 и 9); по роду и виду перевозимого груза — универсальные, предназнач. для перевозки разнообразных грузов (кроме тяжеловесных), оборудованные фургонами или бортовыми платформами общего назначения (рис. 10); специализированные, оборудованные спец. кузовами и дополнительными агрегатами самого разнообразного назначения (цистерны, рефрижераторы, металловозы, самосвалы, фермовозы, панелевозы, комбинированные полуприцепы и т.д. рис. 11—17); специальные, предназначенные для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования нетранспортного назначения (электростанции, компрессорные установки).

тягачи специальные, предназначенные для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования нетранспортного назначения

Пассажирские А. п. обычно состоят из автобуса-тягача и пассажирского прицепа или тягача и пассажирского полуприцепа.

Применение А. п. хотя и ограничивает возможности буксирующего автомобиля в отношении скорости движения, устойчивости, маневренности и проходимости, но позволяет резко повысить производительность труда на автотранспорте. В примерно равных эксплуатац. условиях производительность А. п. в среднем более чем в 1,5 раза выше, а себестоимость перевозки на 25—30% ниже, чем у одиночного автомобиля.

Снижение технич. скорости компенсируется увеличением грузоподъемности, а удельный расход топлива на единицу транспортной работы значительно ниже, чем у одиночного автомобиля.

тягачи специальные, предназначенные для перемещения постоянно смонтированного на них оборудования нетранспортного назначения

Экономически целесообразно применять А. п. там, где необходимы перевозки на большие расстояния, . в значит, объемах и в сжатые сроки (напр., междугородные перевозки, перевозки с. -х. грузов в период уборки урожая).

Резкое увеличение грузоподъемности А. п. по сравнению с одиночными автомобилями здесь полностью компенсирует снижение технич. скорости и увеличение времени простоя в пунктах погрузки-выгрузки. Наибольшая производительность и миним. себестоимость эксплуатации А. п. во многом зависят от рационального его комплектования и правильного выбора типа А. п. для данных конкретных условий эксплуатации. При комплектовании А. п. необходимо учитывать соответствие между общим весом А. п., эксплуатац. качествами тягача и конкретными дорожными условиями.

































Оглавление <<< АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД. Часть 1.



Также можно почитать :