Энциклопедия автомобилиста
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД. Часть 1.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД состоит из двух или более шарнирно соединенных транспортных звеньев с единой тормозной системой. А. п. является и автомобиль с одним или более прицепами, и автомобильный тягач с полуприцепами и прицепами. В тяжелых дорожных условиях применяют А. п. с прицепами (полуприцепами), к-рые имеют активные оси с приводом от ведущего звена А. п. механической (через карданный вал), электрической (двигатель— колесо), гидравлической (гидрообъемная трансмиссия) передачами. Механич. передача устанавливается на легких короткобазных А. п., используемых преимущественно в с. х-ве. Электрич. передача из-за ее большого веса применяется лишь на А. п. большой грузоподъемности с большим числом ведомых звеньев. Гидравлич. передача, имеющая целый ряд достоинств (плавность передачи крутящего момента, бесступенчатость его регулирования, удобство компоновки трансмиссии и пр.), не получила распространения из-за низкого кпд и большой сложности изготовления и ремонта.
Наиболее распространенным видом А. п. в СССР является автомобиль с дышловым одноосным (рис. 1), двухосным (рис. 2) или многоосным прицепами. Автомобили, как правило рассчитанные на эпизодич. работу в составе А. п., имеют достаточный для этого запас мощности двигателя и оснащены буксирным прибором. В табл. 1 приведен допустимый вес прицепов с грузом при эксплуатации их с автомобилями разных моделей.
Для систематич. работы автомобиля в составе А. п. требуется двигатель более высокой мощности, увеличенное передаточное число главной передачи, а в отдельных случаях двухступенчатый ведущий мост. Кроме того, буксирующий автомобиль должен иметь вывод тормозного привода и розетку для подключения электросети прицепов. В табл. 2 приведены нек-рые данные об автомобилях, рассчитанных на систематич. работу в составе А. п.
Для транспортировки неделимых и тяжеловесных грузов используются А. п. на базе балластных тягачей со значительно уменьшенной площадью кузова и балластным грузом большого уд. веса. Они обладают невысокой макс, скоростью (40—45 км/час), но большой силой тяги. Нередко в таком А. п. общий вес прицепа в неск. раз превышает вес тягача. В табл. 3 дана краткая характеристика получивших распространение А. п., в состав к-рых входят балластные двухосные тягачи. На смену двухосным тягачам МАЗ-528 выпускается новый тягач МоАЗ-542 с двигателем мощностью 240 л. с. В конструкции тягача применены гидравлич. рулевое управление со следящей системой, пневматич. устройство для выключения сцепления, гидравлич. привод навесных механизмов. Для А. п. в составе автомобиля и дышлового прицепа характерно то, что вертик. нагрузка, создаваемая весом прицепа и перевозимого на нем груза, передается на дорогу только через колеса самого прицепа. Прицепы соединяются с автомобилем и между собой тягово-сцепным устройством, плавно передающим тяговое усилие и поглощающим продольные толчки. Наиболее распространено тягово-сцепное устройство, состоящее из буксирного крюка на тягаче и сцепной петли в дышле прицепа. Существенный недостаток подобных устройств — интенсивный износ сопряженных деталей из-за больших зазоров между петлей и крюком, а отсюда виляние прицепа. Кроме того, упругий элемент, выполненный в виде витой цилиндрич. пружины, имеет линейную характеристику, не соответствующую условиям работы сцепки при трогании А. п. с места.
На других А. п. устанавливается тягово-сцепное устройство, в к-ром упругий элемент состоит из набора резиновых колец; благодаря этому жесткость его при трогании А. п. с места относительно невелика (что необходимо для раздельного трогания автомобиля и прицепа), а при дальнейшем движении постепенно возрастает. Диаметры пальца сцепной петли и зева крюка практически обеспечивают беззазорную сцепку. Иногда применяемые полуавтоматич. тягово-сцепные устройства ускоряют процесс сцепки автомобилей с прицепами и значительно улучшают технику безопасности. Другой вид А. п., получающий все большее распространение - совокупность седельного тягача с полуприцепом (рис. 3). У такого А. п. ведущее звено — седельный тягач — не имеет грузонесущей или балластной платформы; полуприцеп опирается на него передней частью, нагрузка от к-рой передается тягачу через опорно-сцепное устройство.
Оглавление АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД. Часть 2. >>>
Также можно почитать :