Энциклопедия автомобилиста
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, проезжая часть, мосты, линейные здания и т. п.), предназначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглосуточное, круглогодичное, непрерывное, безопасное и удобное движение автобусов, легковых автомобилей с расчетными скоростями и грузовых автомобилей с расчетными нагрузками.
А. д. в зависимости от их народнохо-зяйств. значения подразделяют на: государственные (общесоюзные), республиканские, областные (и краевые), районные, сельские и ведомственные. К последним относят А. д. совхозов и колхозов, пром. предприятий и др. А., д. значительного протяжения наз. автомобильными магистралями.
При проектировании и строительстве А. д. разделяют на 5 технич. категорий в зависимости от их значения в общей транспортной сети и от размера расчетной интенсивности движения (предполагаемое число автомобилей, к-рые на перспективный срок в 20 лет в среднем за год будут проходить в сутки по дороге в обоих направлениях). Чем выше расчетная интенсивность движения, тем выше должна быть категория дороги и лучше ее технич. устройство. Расчетная скорость — наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного автомобиля.
Техническая классификация А. д. СССР и основные нормы проектирования приведены в таблице (стр. 20).
Устройство А. д. обычно характеризуется в трех проекциях: в плане, в продольном разрезе (продольный профиль) и в поперечном разрезе (поперечный профиль). Радиусы кривых в плане, а также радиусы вертик. выпуклых кривых R (рис.1) выбирают возможно большими для обеспечения видимости В на возможно большие расстояния,К требуемой по условиям безопасности движения. Радиусы вогнутых кривых также выбирают возможно большими как для обеспечения плавности движения, так и для лучшей видимости А. д. при свете фар. Важной характеристикой продольного профиля А. д. является продольный уклон. Чем выше категория дороги, тем меньше должна быть величина предельно до-пустимого уклона (см. табл.).
Основными элементами, определяющими поперечный профиль А. д. (рис. 2), являются земляное полотно а и расположенная на нем проезжая часть б. Ширину земляного полотна условно определяют между бровками в, а ширину проезжей части — между кромками г покрытия. Прилегающие к проезжей части грунтовые полосы — обочины д — предназначены для временной стоянки автомобилей и дорожных машин, для складывания дорожных материалов при ремонте дорог. Для возведения земляного полотна грунт перемещают из устраиваемых вдоль него углублений—резервов е. На остальной части дорожной полосы — обрезах ж — размещают зеленые насаждения (снегозащитные, декоративные и др.), столбы и мачты воздушных линий, подземные сооружения и т. п. Конструкция земляного полотна зависит от рельефа местности, почвенно-грунтовых, гидрогеодогич. и климатич. условий.
Проезжая часть — основной элемент А. д., предназначенный непосредственно для движения автомобиля. Ширина проезжей части должна быть кратной числу полос движения. Полоса движения — ширина проезжей части, занимаемая движущимися в один ряд автомобилями; складывается из ширины автомобиля и зазоров безопасности. Чем выше расчетная скорость движения, тем больше должна быть ширина зазоров безопасности и общая ширина полосы движения (см. табл.). На проезжей части размещают дорожную одежду, состоящую обычно из неск. слоев: покрытия, основания и дополнит, слоя основания (рис. 2). Покрытие з — верхний слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов; служит для непосредств. восприятия воздействий колес автомобиля и природных факторов. Оно должно быть прочным, ровным, но не. скользким, с шероховатой поверхностью, обеспечивающей нормальные условия сцепления колес автомобиля с покрытием (коэффициент сцепления должен быть не менее 0,5—0,6).
Покрытия подразделяют на 4 группы: капитальные усовершенствованные (в т. ч. асфальтобетонные, цементнобетонные), применяемые на А. д. I—III категорий; облегченные усовершенствованные (из минеральных материалов, обработанные органич. вяжущими и др.), применяемые на А. д. II—IV категорий; переходные (щебеночные, гравийные, булыжные мостовые и др.), применяемые на А. д. III—V категорий, в расчете на использование их при реконструкций А. д. в качестве оснований для усовершенствованных покрытий; низшие (из грунтов, укрепленных минеральными и вяжущими материалами), применяемые на А. д. IV—V категорий.
Основание и несущий слой конструкции дорожной одежды, воспринимающий расчетную нагрузку от автомобилей (см. Весовые ограничения).
Основания бывают цементнобетонные, каменные, щебеночные, гравийные и других видов, рассчитанные на распределение нагрузки на большей площади земляного полотна в пределах его возможной несущей способности.
Дополнительный слой основания к имеет различное назначение: для увеличения толщины покрытия (подстилающий слой); для осушения верхней части земляного полотна (дренирующий слой); для предохранения дорожной одежды от неравномерного сезонного вспучивания грунтов земляного полотна (морозоустойчивый слой) и др. Для лучшей видимости краев проезжей части и укрепления кромки покрытия устраивают краевые полосы л, отличающиеся от покрытия по цвету.
Для придания автомобилю устойчивости на кривых малых радиусах делают вираж — односкатный уклон проезжей части, в сторону центра кривой (рис: 3). Для велосипедного, пешеходного движения, а также для тракторов и гусеничных машин устраивают пешеходные и велосипедные дорожки и тракторные пути вне земляного полотна в пределах дорожной полосы.
Встречающиеся на пути А. д. препятствия в виде рек, каналов, различных путей сообщения либо заключают в трубы, либо проезжую часть А. д. располагают на мосту (рис. 4), путепроводе, аквидуке или в туннеле.
Для разделения движения по направлениям на А. д. I категории (рис. 5) устраивают самостоят. проезжие части а. Разделительные полосы б между ними должны иметь ширину не менее 5 м. При движении в обоих направлениях по одной проезжей части размечают на покрытии краской разделительную линию.
Для регулирования движения и информации проезжающих устанавливают вдоль автомобильной дороги на бермах, присыпаемых к земляному полотну, или подвешивают над проезжей частью сигнальные и путевые дорожные знаки (см. Знаки дорожные и дорожные указатели).
На горных дорогах (рис. 3) вдоль земляного полотна устраивают ограждения. В зависимости от назначения ограждения бывают: ориентирующие (надолбы, столбы, легкие перила и т. п.); удерживающие (массивные железобетонные тумбы, парапеты и т. п.); отбойные (из бетонных плит, гофрированных стальных лент и сеток на опорах-держателях). А. д. с интенсивностью движения более 10 тыс. автомобилей в сутки оборудуют светильниками для повышения безопасности движения в ночное время. Для удобства пассажиров и водителей на А. д. сооружают автовокзалы и автопавильоны, заправочные станции, станции ТО, гостиницы, мотели, рестораны, буфеты и т. п.
Для обеспечения бесперебойного движения на А. д. организуют службу ремонта и содержания дорожных сооружений, осуществляющую ремонтные работы, борьбу со снежными заносами, паводками,, ледоходами, гололедом и т. п.
Оглавление
Также можно почитать :