Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя

Энциклопедия автомобилиста
АВТОМОБИЛЬ
таблица 1. таблица 2

АВТОМОБИЛЬ — сложная машина, сочетающая в себе достижения многих отраслей науки и техники, являющаяся результатом труда нескольких поколений изобретателей, ученых, инженеров и рабочих. По назначению А. разделяются на транспортные, специальные и гоночные.

Транспортные А. (грузовые, легковые и автобусы) применяются для перевозки грузов и пассажиров, являясь подвижным составом автомобильного транспорта. Специальные А. имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и используются для различных целей (пожарные и коммунальные А., автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в т. ч. для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные А.).

таблица 3 и 4

В зависимости от рода энергетич. установки (двигателя) А. может быть: паровым — с поршневой паровой и отд. котельной установкой; бензиновым — с поршневым или ротативным двигателем внутр. сгорания, работающим на легком топливе, подаваемом с помощью карбюратора или впрыском и воспламеняемом от электрич. искры; дизельным — с поршневым двигателем внутр. сгорания, работающим на тяжелом жидком топливе, воспламеняемом от сжатия (имеет преимуществ, распространение как грузовой А. большой грузоподъемности или многоместный автобус); газобаллонным — с газовым двигателем внутр. сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих газах (естественных либо получаемых как отходы произ-ва при переработке нефти и твердых топ-лив); газогенераторным — с газовым двигателем внутр. сгорания, работающим на газе, к-рый получают из твердого топлива (древесных чурок, угля, торфа и различных брикетов) в смонтированном на А. генераторе; газотурбинным — с двигателем внутр. сгорания турбинного типа (газовая турбина), работающим на жидком топливе, или со свободнопоршневым генератором газа; электрическим — с электрич. двигателем, работающим от аккумуляторных батарей; атомным — с силовой установкой, работающей на энергии, высвобождаемой в результате ядерных реакций (практического применения пока не имеет).

По признаку проходимости А. раз-деляются на: дорожные, предназначенные для движения по автомобильным дорогам, в т. ч. и грунтовым; внедорожные (карьерные), предназначенные для работы в спец. условиях из-за увеличенных габаритных размеров и осевых нагрузок; повышенной и высокой проходимости, т. е. могущие работать в тяжелых дорожных условиях, преодолевать относительное бездорожье (А. на арочных шинах, многоприводные колесные, гусеничные и полугусеничные), водные преграды (А.-амфибии), снежную целину (А.-снегоходы) или двигаться на создаваемой собственным компрессором воздушной подушке (аэромобили или автомобили на воздушной подушке).

Степень совершенства конструкции А., определяющая возможность наиболее эффективного его использования в заданных условиях, оценивается по э к с п л у а т а ц. качествам, к к-рым относятся: компактность конструкции, приспособленность к ТО и ремонту, удобство использования, легкость управления, безопасность движения, динамичность (интенсивность разгона, макс, скорость), топливная экономичность, проходимость. Примеры типов А., выпускавшихся в СССР, показаны в табл. 1, 2, 3 и 4.





Оглавление



Также можно почитать :