Энциклопедия автомобилиста
АВТОБУС
По назначению А. подразделяются на: городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Каждый из этих типов А. имеет свои конструктивные особенности, связанные с необходимостью наилучшего приспособления к выполнению определенного вида пассажирских перевозок. Городские А. осуществляют массовые перевозки пассажиров в городах и крупных населенных пунктах.
Планировка пассажирского помещения в таких А. со значительной по размеру свободной от сидений площадью пола (рис. 1) дает возможность размещать большое количество стоящих пассажиров. Наличие неск. дверей, широкий центральный проход между сиденьями, установленными в 3 ряда, просторные «накопительные» площадки около дверей, низкий уровень пола и подножек над поверхностью дороги способствуют сокращению времени простоя А. на остановках. Большая площадь остекления, хорошее искусств., освещение, отопление и вентиляция обеспечивают пассажирам комфортабельность проезда. Двигатель и передаточные числа трансмиссии городских А. рассчитываются на получение быстрого разгона, что позволяет достигнуть высокой средней скорости движения, несмотря на частые остановки и относительно небольшую макс. скорость, ограничиваемую в городах правилами движения до (60 км/час).
Пригородные А. используются на маршрутах, связывающих города и крупные населенные пункты с пригородами, а также местами массового отдыха. Пассажирское помещение имеет уменьшенные центральный проход и «накопительные» площадки, а за счет этого большее число сидений, устанавливаемых в 4 ряда (рис. 2). Передаточные числа трансмиссии пригородных А. подбираются с расчетом на достижение более высокой, чем у городских А., макс. скорости (75—80 км/час).
Междугородные (туристские) А. предназначаются для перевозки пассажиров по автомобильным магистралям на большие расстояния и для обслуживания туристских маршрутов. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью (100 км/час и выше) и удобство длительной поездки пассажиров. Пассажирское помещение (рис. 3) планируется с узким проходом, одной дверью и без «накопительных» площадок. В нем устанавливаются мягкие (спальные) сидения с подголовниками, регулируемым углом наклона спинок и индивидуальным (у каждого места) светильником. А. оборудуются радиоприемником, отоплением и вентиляцией, а нередко и гардеробом, холодильным шкафом и туалетом. Встречаются междугородные А. с установкой для кондиционирования воздуха, телевизором и др. условиями комфорта. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа, загружаемые снаружи через боковые закрывающиеся люки.
А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях, иногда в неблагоприятных дорожных условиях. Поэтому у таких А. предусматривается повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
А. общего назначения используются для различных целей — служебных поездок, обслуживания санаториев и курортов, экскурсий и туристских поездок, маршрутных таксомоторных перевозок и т. п. А. этого типа обычно имеют небольшие размеры, поэтому на них устанавливаются двигатели и др. агрегаты легковых автомобилей.
Вместимость городских и пригородных А. принимается равной сумме числа мест для сидящих и стоящих пассажиров при условии, соблюдения установленных норм площади пола, отводимой для каждого человека (по ГОСТ 10022—62 не менее 0,2м2 на одного стоящего пассажира и 0,315м2 на одно место для сидения). Вместимость А. др. типов равна числу мест для сидения, т. к. проезд стоящих пассажиров не допускается. Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (гл. обр.длины), т. к. они определяют величину полезной площади кузова. В СССР был принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5,0 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11,0 ж — большие и 16,5 м — сочлененные.
Сочлененный А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение (рис. 4). В городском транспорте получили нек-рое распространение также полутора и двухэтажные А. Форма кузова определяет компоновку А., к-рая может быть вагонной и капотной. У А. вагонного типа двигатель размещен внутри, а у А. капотного типа — впереди кузова под открывающимся кожухом-капотом. Наиболее распространены А. вагонного типа, у к-рых при тех же наружных размерах площадь пассажирского помещения, а следовательно, и вместимость больше и лучше обзорность для водителя. Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передний и задний мосты. Конструкции с несущей рамой (наподобие грузовых автомобилей) встречаются сравнительно редко.
На А. устанавливают поршневые (карбюраторные или дизельные) двигатели внутр. сгорания. Двигатель может быть помещен в передней (а), средней (в)
под полом пассажирского помещения или в задней (в) части А. (рис. 5).
Привод осуществляется гл. обр. на заднюю ось; у нек-рых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колеса.
В городских и пригородных А. все большее распространение получают автоматич. трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней частях и при механич.
трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А, начали применять пнев-матич. упругие элементы —
резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, пневматич. подвеска, в отличие от подвески на листовых рессорах или пружинах,
позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление всех совр. средних и больших А. имеет усилитель,
в неск. раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колес передней и задней
осей на средних и больших А. пневматич. или пневмо- гидравлический, как правило, раздельный. Поэтому, при неисправности в приводе тормозных механизмов одной из осей,
колеса второй оси продолжают затормаживаться с полной силой. На особо малых А. применяется гидравлич. привод тормозов, а на малых А. гидравлич. с вакуумным усилителем
или пневматический. Надежность тормозной системы нек-рых А., особенно междугородных, повышается в результате применения тормоза-замедлителя, представляющего собой либо
отдельный (гидравлич. или электрич.) механизм, воздействующий на ведущие (задние) колеса через трансмиссию, либо устройство, к-рое усиливает
тормозящее действие двигателя путем повышения сопротивления выходу отработавших газов двигателя («моторный тормоз»). Тормоз-замедлитель рассчитан на длительное
действие (напр., торможение на затяжных уклонах) и . позволяет уменьшить износ фрикционных накладок колесных тормозных механизмов рабочего тормоза.
В табл. даны краткие технич. характеристики А., выпускаемых в СССР.
Оглавление
Также можно почитать :