УПРАВЛЯЕМЫЕ МОСТЫ(3)
Наклон оси шкворня вбок сокращает расстояние между точкой ее пересечения с дорогой и средней точкой опоры колеса от величины с1 до величины с (фиг. 650). Это позволяет уменьшить усилие, необходимое для поворота колес, а также уменьшить ударные нагрузки на механизмы рулевого управления при наезде колеса на препятствие. Кроме того, наклон оси шкворня в известной мере может способствовать стабилизации колес. Так, если ось шкворня наклонена вбок, то при повороте цапфы с колесом вокруг шкворня нижняя точка колеса будет перемещаться по дуге окружности, плоскость которой перпендикулярна оси шкворня, а следовательно, наклонена к плоскости, дороги (на схеме фиг. 653 пунктиром показано положение цапфы с колесом при повороте на 180°, условно считая, что такой поворот возможен). При повороте колеса его нижняя точка должна была бы опуститься ниже дороги на величину h; в действительности же произойдет подъем передней части автомобиля на эту величину. Вес автомобиля препятствует отклонению колес, что одновременно несколько затрудняет поворот и заставляет их вернуться в нейтральное положение.
В эксплоатации угол наклона шкворней вбок может измениться при изгибе балки моста, а в некоторых типах независимой подвески управляемых колес - при осадке рессор, следствием чего является ухудшение стабилизации и увеличение ударных нагрузок на рулевое управление.
Наклон шкворня назад колеблется в пределах от 0 до 7° и также служит для обеспечения стабилизации управляемых колес при движении автомобиля.
При наклоне оси шкворня назад (фиг. 652) точка бе пересечения с дорогой а расположена впереди средней точки площадки контакта колеса с дорогой б. Возникающие при движении автомобиля на повороте реакции F центробежной силы (фиг. 654) приложены у каждого колеса примерно в средней точке площадки его контакта с дорогой на некотором расстоянии от оси шкворня. Благодаря этому возникает стабилизирующий момент силы F, стремящийся повернуть колесо вокруг шкворня в направлении, обратном его повороту, т. е. возвратить колесо в нейтральное положение.
Углы наклона шкворня назад у некоторых легковых автомобилей выполняются весьма малыми, близкими к нулю, а иногда и отрицательными.
В последних случаях стабилизации способствует явление увода колес, наблюдающееся при современных мягких шинах низкого давления. Как показывает опыт, при движении автомобиля на повороте под влиянием центробежной силы происходит боковая деформация шины и направление качения колеса отклоняется от плоскости его обода. При этом отпечаток шины будет повернут относительно плоскости колеса (под действием сил, возникающих в плоскости контакта), а точка приложения равнодействующей этих сил (реакция F) сдвинется назад по ходу колеса. Таким образом, даже при отрицательном угле наклона шкворня образуется некоторое плечо силы F, обеспечивая наличие стабилизирующего момента на колесе при движении на повороте. Кроме того, при повороте колеса вследствие упругости шины возникает момент, который стремится вернуть колесо в прежнее положение.
1 23
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :