Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


КАРДАННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Схемы карданных передач, применяемых для привода к задним ведущим колесам автомобиля, показаны на фиг. 518. Одинарная карданная передача (фиг. 518, а) состоит из карданного вала и одного кардана, установленного на его переднем конце. Задним концом карданный вал жестко соединяется с валом ведущей шестерни главной передачи. Одинарная карданная передача применяется лишь в тех случаях, когда для передачи толкающего усилия и реактивного момента х от оси к раме автомобиля применяется специальная труба, называемая карданной трубой, внутри которой помещается карданный вал. В некоторых автомобилях (например М-1) карданная труба служит лишь для передачи реактивного момента. Если карданная передача выполнена открытой (без карданной трубы), то карданы устанавливаются на обоих концах карданного вала (фиг. 518, б).

Недостатком одинарной карданной передачи является неравномерность вращения вала ведущей шестерни главной передачи.

В случае применения одного кардана при постоянной скорости вращения ведущего вала скорость вращения ведомого вала не остается постоянной, а периодически изменяется. Если ведущий вал повернется на некоторый угол а то ведомый вал за это же время повернется на угол в, не равный углу а. При этом соотношение между углами поворота валов определяется следующим уравнением:
tga = tgв*cosy,
где y - угол, под которым расположены оси валов; из равенства видно, что неравномерность вращения валов тем больше, чем больше угол y.



На фиг. 519 приведены кривые разности между углами поворота ведомого и ведущего валов в зависимости от угла поворота последнего при трех значениях угла y: 10, 20 и 30°. Из фигуры видно, что разность между углами а и в за полоборота дважды достигает максимума по абсолютной величине.

Равномерное вращение ведомого вала может быть достигнуто двумя способами:
  • 1) применением двойной карданной передачи, представляющей комбинацию двух обыкновенных карданов с промежуточным валом, и
  • 2) применением карданов равных угловых скоростей.


На фиг. 520 приведена схема двойной карданной передачи. Вращение от вторичного вала 1 коробки передач к валу 2 ведущей шестерни главной передачи передается при помощи карданного вала 3, на концах которого расположены карданы. Для того чтобы вал ведущей шестери главной передачи вращался равномерно, необходимо соблюдение двух условий: 1) углы y1 и y2 должны быть равны и 2) вилки карданов, установленные на карданном валу, должны лежать в одной плоскости.

При передаче вращения от вторичного вала 1 коробки передач к валу 2 ведущей шестерни главной передачи при условии равенства углов y1 и y2 имеет место следующее: если, например, в некоторый определенный момент карданный вал 3 отстает от вторичного вала 1 коробки передач, то при правильной относительной установке вилок карданов вал 2 ведущей шестерни главной передачи, наоборот, обгоняет карданный вал 3.

В результате совместной работы обоих карданов при равномерном вращении вторичного вала коробки передач такое же вращение будет иметь и вал ведущей шестерни главной передачи.

В ряде автомобилей карданная передача состоит из двух карданных валов - главного и промежуточного, имеющего дополнительную опору на поперечине рамы (фиг. 518, в и г). Введение промежуточного вала позволяет сократить длину главного карданного вала, увеличив его жесткость и уменьшив склонность к вибрациям. Промежуточный вал обычно снабжается одним или двумя мягкими или жесткими карданами.



обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :