Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


ЖЕСТКИЕ КАРДАНЫ

Жесткие карданы в зависимости от способа установки шипов крестовины в вилках разделяются на две группы: карданы с подшипниками скольжения и карданы с подшипниками качения (чаще всего с игольчатыми подшипниками).

На фиг. 513 показан кардане подшипниками скольжения автомобиля ЗИС-5. Передняя вилка кардана откована за одно целое с фланцем 3 и привернута болтами к фланцу 2, ступица которого установлена на шпонке на заднем конце вторичного вала 1 коробки передач. Ступица 9 задней вилки 8 установлена на шлицах на конце карданного вала 10. Вилки кардана соединяются при помощи крестовины 7, имеющей четыре шипа 4, поворачивающихся в стальных втулках 5. Втулки, установленные в передней вилке, удерживаются в ней благодаря имеющемуся натягу, а втулки в задней вилке имеют фиксаторные кольца 6, входящие в выточки втулок и вилки кардана.

К фланцу передней вилки кардана привернут болтами кожух 13, к которому при помощи пружины прижимается крышка 11. Между кожухом и крышкой помещается уплотнйтельное пробковое кольцо 12, предотвращающее утечку смазки из кардана и предохраняющее его от загрязнения. Смазка подается внутрь кожуха через масленку, установленную на ступице задней вилки кардана. Для облегчения прохода смазки из масленки внутрь кардана один из шлицев ступицы уменьшен по высоте.



На фиг. 514 показан кардан с подшипниками скольжения, в котором осуществляется принудительная смазка рабочих поверхностей. На шипы крестовины 12 надеваются колпачковые пальцы 4 с запрессованными в них втулками 6. Два пальца 4 крепятся к фланцу 3, прикрепленному к фланцу 2 втулки 1, и два пальца - к вилке 8. В крестовине имеется полость 11 для масла, закрытая крышкой 10. Смазка в полость 11 подается через масленку, установленную на крестовине. В шипах крестовины просверлены отверстия 5, через которые масло из полости 11 поступает к трущимся поверхностям. Для удержания смазки в кардане и предохранения трущихся поверхностей от загрязнения между колпачковыми пальцами и крестовиной установлены сальники 7. В крышке 10 установлен предохранительный клапан 9. При заполнении кардана смазкой давление смазки внутри кардана повышается, и если оно достигает величины, большей, чем давление пружины клапана, последний откроется, и масло из полости вытечет наружу, благодаря чему сальники предохраняются от разрушения. На фиг. 515 показан кардан с игольчатыми подшипниками в сборе и его детали. Игольчатый подшипник состоит из стаканчика 3, в котором установлено большое количество тонких стальных роликов (игл) 4. Подшипники удерживаются от выскакивания из вилок под действием центробежных сил при помощи крышек 5, прикрепленных к вилкам болтами 2. Под головки болтов подложены замковые шайбы 6. Выступы шайб после завертывания болтов отгибаются, благодаря чему устраняется возможность самоотвертывания болтов. Игольчатые подшипники снабжены сальниками 7.

На крестовине кардана установлена масленка 8 для подвода смазки к подшипникам. В центре крестовины имеется предохранительный клапан 1. Смазка шлицев производится через масленку, установленную на ступице вилки кардана. Карданы с подшипниками качения и, в частности, с игольчатыми подшипниками более надежны в работе, чем карданы с подшипниками скольжения, и имеют более высокий механический к. п. д., вследствие чего они и получили весьма широкое распространение.



обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :