НАЗНАЧЕНИЕ И СХЕМА УСТРОЙСТВА СЦЕПЛЕНИЯ
Сцепление предназначается для временного разобщения двигателя от трансмиссии при переключении шестерен в коробке передач с целью ослабления удара между их зубьями и возможности последующего плавного соединения двигателя с трансмиссией. Кроме того, сцепление предохраняет трансмиссию от перегрузки, например при резком торможении автомобиля.Сцепление обычно устанавливается у маховика двигателя и в большинстве случаев представляет собой фрикционную муфту, через которую при помощи сил трения вращающий момент от двигателя передается к коробке передач и далее к ведущим колесам.
Упрощенная схема, поясняющая действие сцепления, приведена на фиг. 446. К торцу маховика 1 двигателя (схема а) пружиной 4 прижимается диск 2; ступица 6 диска установлена свободно на шлицах вала 5 и, следовательно, может перемещаться вдоль вала. Вследствие силы трения вращающий момент от маховика передается через диск на вал 5 и далее к ведущим колесам автомобиля (сцепление включено).
Нажимая на педаль 3 механизма выключения и преодолевая силу пружины, диск можно отвести от маховика (схема б); при этом сила трения между поверхностями маховика и диска будет отсутствовать, вследствие чего вращающий момент от маховика на диск, а следовательно, и далее к ведущим колесам передаваться не будет (сцепление выключено).
Включение сцепления производится плавным отпусканием педали; при этом диск входит в соприкосновение с маховиком. Пока сила, прижимающая диск к маховику, мала, сила трения между маховиком и диском будет также мала, и диск будет вращаться с меньшим числом оборотов, чем маховик. Чем больше сила, прижимающая диск к маховику, тем больше сила трения между ними, а следовательно, и вращающий момент, передаваемый от маховика на вал 5. При полностью отпущенной педали сила трения возрастает настолько, что диск вращается с маховиком как одно целое, и через сцепление может быть передан полный вращающий момент двигателя.
Выше была рассмотрена простейшая схема устройства и действия сцепления. Сцепления, устанавливаемые на современных автомобилях значительно сложнее и по своей конструкции весьма разнообразны.
На современных автомобилях применяются почти исключительно фрикционные сцепления; сцепление такого типа состоит из четырех основных частей: ведущей части, ведомой части, пружин и механизма выключения. К ведущей части сцепления относятся маховик и диски, постоянно связанные с маховиком, а к ведомой - диски, постоянно связанные с валом, идущим к коробке передач. К механизму выключения сцепления относятся все детали, посредством которых ведомая часть сцепления отъединяется от ведущей.
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :