ОСВЕЩЕНИЕ(1)
Приборы освещения, устанавливаемые на автомобиле, могут быть разделены на три группы: приборы наружного освещения, приборы внутреннего освещения, сигнальные и габаритные фонари.Основное наружное освещение осуществляется двумя фарами, устанавливаемыми обычно на передних крыльях автомобиля.
Фара (фиг. 417) состоит из корпуса 6, в котором установлены рефлектор 3, лампа 2 и стекло (рассеиватель) 1. Корпус предохраняет основные части фары от попадания воды, грязи и пыли. Обычно корпус изготовляется из листового железа и с наружной стороны окрашивается или хромируется. В рефлекторе устанавливается патрон 4 для соединения лампы с источниками тока и с массой в корпусе фары при помощи проводов, закрепленных в соединителе 5.
Назначение рефлектора - собирать и направлять на дорогу световые лучи лампы. Если бы рефлектора в фаре не было (фиг. 418, а), то значительная часть световых лучей (условно показаны пунктирными прямыми), выходящих из лампы, поглощалась бы внутренней стенкой корпуса, а часть лучей, выходящих из фары, рассеивалась бы таким образом, что освещенность полотна дороги перед автомобилем была бы весьма слабой. Рефлектор, собирая лучи лампы и отражая их пучком параллельных или почти параллельных лучей (фиг. 418, б), дает возможность направить концентрированный световой поток на полотно дороги на требуемом расстоянии от автомобиля. Собирая почти все лучи, испускаемые лампой, и концентрируя их в пучок, рефлектор во много раз увеличивает освещенность дороги; поэтому хорошая освещенность участка дороги, лежащего на расстоянии 100-150 м от автомобиля (необходимое расстояние по условиям безопасности движения ночью с большой скоростью), может быть достигнута при относительно малой затрате электрической энергии. Параллельность отраженных лучей достигается применением рефлектора параболической или близкой к ней формы с лампой, помещаемой в его фокусе. Рефлекторы изготовляются обычно из листовой латуни. После штамповки внутренняя поверхность рефлектора подвергается тщательной отделке - шлифованию, полированию, серебрению или хромированию и, наконец, вторичному полированию.
Лампы, применяемые в автомобильных фарах, обычно выполняются газонаполненными, с вольфрамовой нитью. Лампа (фиг. 419) состоит из колбы 1 шаровой или каплеобразной формы, нити накала 2 и цоколя 3. Штифты, имеющиеся на цоколе лампы, вводятся в прорези патрона 4 и при повороте лампы входят в боковые отводы указанных прорезей; в этом положении цоколь отжимается пружинным контактом 5 патрона, чем и обеспечивается крепление лампы. Один конец нити накала выведен к изолированному контакту на торце цоколя, к которому прижимается также изолированный пружинный контакт патрона, соединенный проводом с внешней осветительной проводкой. Другой конец нити накала выведен на боковую поверхность цоколя и через стенку патрона соединяется с массой. Патрон описанного типа, будучи достатачно простым по устройству, не обеспечивает, однако, точной установки и фиксации лампы в фокусе рефлектора. Поэтому в настоящее время его применяют главным образом в лампах, не имеющих оптической системы: в подфарниках, плафонах и т. п., а в фарах устанавливают патрон с лампой фланцевого крепления.
В этой лампе применяется цоколь с напаянным фланцем, имеющим три несимметрично расположенные отверстия с прорезями, в которые входят пружинные штифты патрона (фиг. 420). Несимметричность прорезей обеспечивает установку лампы в патроне только в определенном положении, что необходимо при двухнитевых лампах (см. ниже).
12 3 4 5
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :