ГЕНЕРАТОРЫ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ СИЛЫ ТОКА ТРЕТЬЕЙ ЩЕТКОЙ (ТРЕХЩЕТОЧНЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ)(4)
Трехщеточные генераторы, получившие в свое время широкое распространение благодаря своей простоте и дешевизне, имеют, однако, ряд существенных недостатков, из которых главнейшими являются следующие:- 1. Трехщеточный генератор, не имея специального регулятора напряжения, может работать только при надежном соединении с зажимами вполне исправной аккумуляторной батареи. При ослаблении или загрязнении зажимов батареи или случайном отъединении провода от батареи напряжение на клеммах генератора резко возрастает, что может вызвать повреждение потребителей, включенных в цепь генератора (например перегорание лампочек освещения), а также порчу генератора.
- 2. По мере зарядки батареи, когда напряжение на ее клеммах будет возрастать, возрастет также напряжение на клеммах генератора и сила зарядного тока. Между тем для правильной зарядки батареи необходимо, чтобы по мере ее зарядки зарядный ток несколько снижался; в противном случае батарея начнет "кипеть" и будет перезаряжаться, вследствие чего могут происходить коробление пластин, выпадение активной массы и т. п.
- 3. При данном положении третьей щетки величина максимального тока, отдаваемого генератором, является примерно постоянной. Если при этом уста- новить третью щетку в такое положение, чтобы генератор обеспечивал всех потребителей при ночной езде без разрядки батареи, то при дневной езде, когда большинство потребителей выключено, зарядный ток, идущий в батарею,будет слишком велик и вызовет выкипание электролита и порчу аккумуляторных пластин.
Для того чтобы предохранить батарею от чрезмерного зарядного тока при дневном движении (выключенном освещении), обеспечив в то же время достаточный ток для питания всех потребителей ночью без значительного увеличения разрядки батареи, ток, отдаваемый генератором при включении потребителей, должен увеличиваться, а при их выключении - уменьшаться. С этой целью в цепь обмотки возбуждения включают дополнительное сопротивление.
Схема такого устройства, примененного в автомобиле М-1 (генератор ГМ-71) приведем на фиг. 372.
Конец обмотки возбуждения генератора этого автомобиля соединяется с массой не непосредственно в корпусе генератора, а через дополнительное сопротивление R, установленное в центральном переключателе света на щитке приборов. Включение и выключение этого сопротивления осуществляются здесь центральным переключателем света. Когда кнопка переключателя вдвинута доотказа (положение I) и основные приборы освещения выключены, обмотка возбуждения соединяется на массу не непосредственно, а через сопротивление R; при этом ток в обмотке возбуждения будет уменьшен, а следовательно, уменьшится и зарядный ток. При промежуточном положении II, когда ток из цепи подводится к подфарникам и к задним фонарям, и при крайнем положении III кнопки переключателя, когда ток подводится к задним фонарям и фарам, нижним пластинчатым контактом сопротивление выключается, а зарядный ток тем самым увеличивается. Дополнительное сопротивление в этом устройстве равно 0,8 ом и представляет собой нихромовую проволоку диаметром 0,8 мм, намотанную в количестве 14 витков на слюдяную пластинку. При включенном сопротивлении максимальная сила зарядного тока генератора (в холодном состоянии) - около 13 а, а при выключенном - примерно 19 а.
1 2 34 5
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :