НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ. МАСЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ СМАЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ(1)
Система смазки служит для обеспечения подачи масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения потерь на трение. Масло, подаваемое к трущимся деталям, уменьшает износ, очищает трушиеся поверхности от продуктов износа и охлаждает эти поверхности. Помимо этого слой масла, образующихся у кромок поршневых колец при движении поршня, способствует уплотнению цилиндра.Масла, применяемые в двигателях в качестве смазки, должны удовлетворять определенным требованиям.
Чтобы не возникали условия сухого или полусухого трения, масло не должно выжиматься под давлением трущихся деталей, для чего должно обладать достаточной вязкостью и липкостью. Вместе с тем масло не должно быть чрезмерно вязким, так как это приводит к увеличению потерь на внутреннее трение между частицами масла. Вязкость масла должна возможно меньше меняться в зависимости от температуры.
В маслах должны отсутствовать минеральные кислоты и щелочи, вызывающие коррозию металлических деталей.
Содержание механических примесей в свежем масле недопустимо, а в работающем должно быть минимальным.
Масла должны обладать возможно большей стабильностью, т. е. образовывать в процессе применения минимальное количество смол и давать возможно меньший осадок.
При попадании в камеру сгорания масло, сгорая, должно оставлять возможно меньшее количество нагара и золы, вредно отражающихся на работе двигателя.
Таким требованиям удовлетворяют в первую очередь масла минерального происхождения, получаемые из нефти.
Масла животного или растительного происхождения почти совершенно не употребляются для смазки двигателей, так как они не удовлетворяют некоторым из перечисленных требований - в основном из-за способности легко окисляться и загустевать с течением времени, а также из-за малой температурной стойкости.
Основными параметрами, по которым производится оценка качества масла, являются:
Вязкость - наиболее важный параметр, характеризующий качество масла, применяемого для смазки двигателей.
Этот параметр позволяет судить о способности масла надежно смазывать трущиеся поверхности без выдавливания из зазоров и проникать в отверстия и каналы достаточно малого сечения.
В настоящее время величину вязкости масел принято выражать в единицах кинематической вязкости - стоксах (cm) или сантистоксах (ссm).В некоторых случаях вязкость масел выражают в условных единицах - градусах Энглера ( Е).
О качестве масла можно судить по характеру изменения вязкости в зависимости от температуры. Чем меньше изменяется вязкость масла, тем качество его лучше. В связи с изменением вязкости в зависимости от температуры применяемые для двигателей масла, летом и зимой, должны быть различными по. вязкости.
Температура застывания - условная характеристика потери маслом текучести - та температура, при которой масло, налитое в пробирку, остается неподвижным в течение определенного времени при наклоне пробирки под углом 45"'. Величина температуры застывания масла имеет большое значение для характеристики работоспособности масла в зимнее время. Пуск зимой двигателя, заправленного маслом, застывающим при относительно высокой температуре, может быть весьма затруднен и даже невозможен. Кроме того, при работе двигателя с застывшим маслом нарушается нормальная подача масла, так как в силу чрезмерной вязкости масло не проходит через каналы и отверстия. Температура застывания является важнейшим параметром, определяющим соответствие сорта масла данному времени года.
12
обсудить на форуме (0)
основы устройства машин
Также можно почитать :