Всё про автомобиль и про то, что его окружает!

Записки Автолюбителя


ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ(2)

числах оборотов, соответствующих эксплоатационным режимам двигателя. Однако это не всегда возможно. В частности, применение противовесов на коленчатом валу значительно увеличивает период свободных колебаний. В то же время увеличение числа цилиндров и быстроходности двигателей приводит к тому, что период действия внешних сил уменьшается. Если в современных двигателях не приняты меры к гашению возникающих крутильных колебаний, то в них может иметь место крутильный резонанс.

Крутильные колебания приводят к снижению мощности двигателя, большому износу распределительных шестерен или цепей, а иногда и к поломкам вала, т. е. аварии двигателя.

Для гашения возникающих крутильных колебаний на коленчатых лах многих автомобильных двигателей устанавливают специальные устройства, называемые гасителями (демпферами) крутильных колебаний. Принцип действия гасителя заключается в том, что энергия возникающих крутильных колебаний коленчатого вала частично поглощается работой трения гасителя. Гаситель обычно устанавливается на переднем конце, вала, там, где угловые амплитуды колебаний имеют максимальную величину.

На фиг. 83 показано устройство гасителя, получившего наибольшее распространение. Гаситель представляет собой маховичок i, состоящий из двух массивных шайб, свободно сидящих на ступице шкива привода вентилятора. Шайбы при помощи распорных пружин 2 прижимаются к фрикционным дискам 3. При возникновении крутильных колебаний маховичок благодаря своей массе стремится вращаться равномерно, вследствие чего происходит пробуксовка конца коленчатого вала относительно маховичка. При этом трение, возникающее между маховичком и фрикционными дисками, уменьшает амплитуду крутильных колебаний.

На фиг. 84 представлен гаситель другого типа. Здесь свободный маховичок связан с кожухом, жестко укрепленным на коленчатом валу при помощи слоя резины, привулканизованной к обеим деталям. При возникновении крутильных колебаний энергия поглощается молекулярным трением внутри слоя резины.

Гаситель более совершенной конструкции, установленный на двигателе автомобиля ЗИС-110, показан на фиг. 85. Корпус гасителя связан с маховичком при помощи слоя резины. Между корпусом и маховичком помещено фрикционное кольцо, прижимаемое к корпусу пружинами, помещенными в гнездах маховичка. Маховичок свободно надет своей бронзовой втулкой на ступицу шкива, а корпус прикреплен болтами к торцу шкива, установленного при помощи шпонки на носке коленчатого вала. Такая конструкция позволяет гасить колебания молекулярным трением в резине и трением фрикционного кольца.




12

обсудить на форуме (0)
основы устройства машин






Также можно почитать :