Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы включают амперметр (контрольную лампу), указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла и наличия топлива в баке.
Амперметр на автомобиле Москвич-412 включен последовательно в цепи аккумуляторной батареи и генератора и показывает величину разрядного и зарядного тока. Через амперметр проходит ток ко всем потребителям, кроме стартера и звукового сигнала, потребляющих большой ток. Амперметр состоит из корпуса, постоянного магнита, латунной шины, якоря, стрелки и шкалы. При прохождении тока через латунную шину создается магнитное поле, под действием которого якорь со стрелкой отклоняется в ту или другую сторону, в зависимости от направления тока.
Контрольная лампа зарядки на автомобиле ВАЗ-2101 включена в цепь через реле. Когда включено зажигание и двигатель не работает или работает на малых оборотах, контакты реле удерживаются в замкнутом состоянии, и лампа на щитке приборов загорается красным светом, указывая, что зарядка аккумуляторной батареи не происходит. При увеличении оборотов, когда напряжение генератора станет на 0,2-1,5 В выше напряжения батареи, контакты реле размыкаются, и контрольная лампа тухнет, сигнализируя, что происходит зарядка.
Указатель температуры охлаждающей жидкости состоит из датчика, установленного в головке цилиндров, и приемника, расположенного на щитке приборов. В латунной гильзе датчика помещают биметаллическую пластину с обмоткой и контакты. Биметаллическая пластина, изготовленная из двух полосок разнородных металлов (инвар и сталь), обладающих разными коэффициентами линейного расширения, при нагревании изгибается, а при охлаждении выпрямляется. Приемник состоит из корпуса, биметаллической пластины с обмоткой, стрелки и шкалы.
При выключенном зажигании ток в цепи отсутствует, и биметаллическая пластина 6 удерживает стрелку указателя в крайнем правом положении на цифре <ПО>. При включении зажигания у холодного двигателя ток пойдет через контакты 10 и 11 по обмоткам 3, 8 датчика и приемника. При этом время нагревания биметаллической пластины 2 датчика будет длительное, а остывание после размыкания контактов - быстрое. Поэтому в цепи будут продолжительные импульсы тока, вследствие чего биметаллическая пластина 6 приемника, сильно нагреваясь, выгнется и отведет стрелку 7 в крайнее левое положение. При нагревании воды детали датчика также нагреваются, и время замкнутого состояния контактов уменьшается, а время разомкнутого состояния увеличивается. Поэтому ток в цепи уменьшится, биметаллическая пластина приемника начнет остывать и, выпрямляясь, отклонит стрелку на деление, соответствующее температуре воды.
На автомобиле ВАЗ-2101 шкала указателя вместо делений и цифр имеет светлую и красную зону. Нахождение стрелки в красной зоне свидетельствует о перегреве двигателя и наличии неисправности.
Рис. Схема указателя температуры охлаждающей жидкости:
1 - датчик;
2,6 - биметаллические пластины;
3,8 - обмотки;
4 - клемма;
5 - приемник указателя температуры;
7 - стрелка;
9 - выключатель зажигания;
10 и 11 - контакты;
Указатель давления масла также состоит из датчика 1, сообщенного с главной масляной магистралью, и приемника 4. При включении зажигания на неработающем двигателе ток, проходящий по обмоткам биметаллических пластин 5 и 8 датчика и приемника, небольшой, так как контакты датчика прижимаются друг к другу только за счет упругости токонесущей пластины 2,вследствие чего биметаллическая пластина датчика изгибается и размыкает контакты даже после кратковременного протекания тока, а остывает сравнительно медленно. Поэтому импульсы тока будут слабые и редкие. При работающем двигателе масло давит на диафрагму 3 датчика и контакты прижимаются друг к другу с большим усилием, из-за этого импульсы тока станут сильнее и продолжительнее, ток в цепи увеличится, биметаллическая пластина 5 приемника, нагреваясь, начнет выгибаться и отклонит стрелку 6 на деление, соответствующее величине давления масла.
Рис. Схема указателя давления масла:
1 - датчик;
2 - пружинная пластина с контактом;
3 - диафрагма;
4 - приемник указателя давления;
5, 8 - биметаллические пластины;
6 - стрелка;
7 - выключатель зажигания;
9 - сопротивление
Указатель уровня топлива состоит из датчика 1, укрепленного на верхней стенке бензинового бака, и приемника 5 - на щитке приборов. Когда бак пустой, поплавок 4 находится в нижнем положении, и сопротивление в реостате 2 выключено (крайнее левое положение). При этом в обмотку левого электромагнита 9 поступает, минуя сопротивление реостата, ток большой силы, создавая магнитное поле, под действием которого якорек со стрелкой отклоняется влево на <О>. В это время в обмотку правого электромагнита 6 ток поступать не будет, так как она включена параллельно датчику и ее оба конца окажутся соединенными с массой. При наполнении бака поплавок 4 поднимается и постепенно включает сопротивление реостата. При этом в обмотке левого электромагнита ток начнет уменьшаться и его магнитное поле будет ослабевать, одновременно начнет проходить ток и по обмотке правого электромагнита. В результате взаимодействия магнитных полей электромагнитов якорек со стрелкой начнет отклоняться вправо до деления, соответствующего наличию бензина.
Рис. Схема указателя уровня топлива в баке:
1 - датчик;
2 - реостат;
3 - ползун реостата;
4 - поплавок;
5 - приемник указателя уровня:
6 - правый и 9 - левый электромагниты;
7 - якорек;
8 - противовес;
10 - стрелка;
11 - выключатель зажигания;
обсудить на форуме (1)
другие статьи по устройству машины ...
Также можно почитать :